Воспоминания о Галие Зайнакуловне Бегембетовой

Нургиян Кетегенова
кандидат искусствоведения, профессор, заслуженный деятель Казахстана, академик МАИН МОН РК
О творческом и научном пути Галии Зайнакулоны Бегембетовой.
Воспоминания научного руководителя Кетегеновой Нургиян Салимовны
Мое знакомство с семьей Коспаковых насчитывает многие годы. Вместе с Зейнуром Коспаковым мы обучались в аспирантуре у народного артиста КазССР, профессора, доктора искусствоведения Ахмета Куановича Жубанова, и в этот период сложились наши профессиональные и дружеские связи. Зейнур Коспаков занимался исследованием творчества Жаяу Мусы, тогда как объектом моего научного интереса стало наследие Биржан сала. Обе темы были тесно связаны с изучением творчества выдающихся народных певцов Центрального Казахстана. В рамках научно-исследовательской деятельности Зейнур Коспаков неоднократно выезжал в экспедиции по регионам Центрального Казахстана. В студенческие годы я также посещала Кокшетау и другие города, собирая материалы о творчестве Биржан сала, Ахмета Жубанова, Жаяу Мусы и других представителей казахской музыкальной культуры.
Особенно запомнился случай, когда Ахмет Куанович Жубанов тяжело заболел, и мне было поручено передать ему заработную плату из Академии наук. Зейнур сопровождал меня в этой поездке и тогда попросил меня сообщить Ахмету Куановичу о готовности своей диссертации и выразил желание обсудить ее в отделе. Я без колебаний передала эту просьбу, и Ахмет Куанович выразил согласие на рассмотрение научной работы Зейнура Коспакова.
В дальнейшем, когда Зейнур Коспаков обратился ко мне с просьбой уделить внимание профессиональному становлению его дочери, я с радостью откликнулась. Тогда я занимала должность декана историко-теоретического и композиторского факультета и заверила его, что уровень подготовки дочери, окончившей Алматинское музыкальное училище имени П.И. Чайковского, позволит ей успешно выдержать конкурс. Так, в 1984 году Галия Зайнакуловна стала студенткой Алматинской государственной консерватории имени Курмангазы по специальности музыковедение. Следует отметить, что Галия с юных лет проявляла себя как очень целеустремленная, доброжелательная и воспитанная девушка. Работать с ней было легко и приятно. Можно сказать, что моя дружба с семьей Коспаковых продолжалась на протяжении 40 лет. Начавшись с профессионального общения с Зейнуром Коспаковым, она получила свое продолжение в лице его дочери — Галии Зайнакуловны, которая стала одной из моих любимых учениц.
Следует отметить, что несмотря на сложные жизненные обстоятельства — ранний брак, рождение первенца и семейные обязательства — Галия проявила завидное упорство и организованность. Она успешно совмещала учебу с личными обязанностями, демонстрируя высокую академическую успеваемость и яркие результаты. В 1989 году она с отличием окончила консерваторию и была принята на работу младшим научным сотрудником в отдел Музыкального искусства ИЛИ имени М. Ауэзова.
Наблюдая за работой Галии над дипломом, я убедилась в ее большом научном потенциале и предложила ей продолжить обучение в аспирантуре Алматинской государственной консерватории. Темой кандидатской диссертации стало изучение исполнительского наследия Куляш Байсейтовой. Этот выбор был обусловлен не только актуальностью исследования, но и необходимостью популяризации творчества выдающихся деятелей музыкальной культуры Казахстана. В свое время, защищая собственную диссертацию, я помнила рекомендации Ученого совета Национальной академии наук КазССР, неоднократно подчеркивавшего важность исследований, посвященных Ахмету Жубанову, Куляш Байсейтовой, Шакену Айманову и другим. Несмотря на то, что Куляш Байсейтовой было отпущено всего 45 лет, ее вклад в развитие казахстанского оперного искусства оказался колоссальным: за годы творческой деятельности она исполнила более 17 оперных партий, включая произведения как отечественных, так и зарубежных композиторов. Однако к моменту начала диссертационной работы о ее жизни и творчестве практически не существовало научных исследований.
Работа над диссертацией потребовала значительных усилий: мы активно занимались поиском архивных документов, анализом записей оперных спектаклей, хранящихся в фондах Государственного академического театра оперы и балета имени Абая и радиокомитета. Благодаря своей настойчивости и кропотливой работе, Галия успешно справилась с поставленной задачей.
В период обучения в аспирантуре Галия Зайнакуловна глубоко погрузилась в научно-исследовательскую деятельность, продемонстрировав высокий уровень профессиональной зрелости. Вскоре был завершен первый вариант ее кандидатской диссертации. В 1996 году ее защита прошла успешно и была единогласно одобрена Диссертационным советом.
Одновременно с аспирантурой я предложила ей начать преподавательскую деятельность. В то время я возглавляла кафедру теории музыки. Отмечу, что Галия с осторожностью относилась к новой для себя роли, проявляя присущую ей требовательность и ответственность. В первые годы она регулярно консультировалась со мной по вопросам подготовки рабочих программ, планов занятий, активно осваивала методику преподавания. Мы вместе разрабатывали учебно-методические материалы учебных семестров, что позволило ей уверенно войти в педагогическую профессию. Так начался ее большой путь в сфере преподавания.
После защиты кандидатской диссертации Галия Зайнакуловна продолжала работать в консерватории, одновременно сотрудничая с ИЛИ имени М. Ауэзова. В дальнейшем ее профессиональная деятельность оказалась востребованной и в Министерстве культуры и спорта РК в Астане, где она внесла значительный вклад в развитие музыкальной культуры. В 2018 году она стала проректором по научной работе и международному сотрудничеству Казахской национальной консерватории имени Курмангазы, которую она с честью исполняла более шести лет.
Отмечу, что Галию Зайнакуловну всегда отличало редкое умение выстраивать конструктивный и плодотворный диалог в коллективе, находить общий язык с коллегами и студентами, решать сложные вопросы с присущими ей тактом, мудростью и деликатностью. Все эти качества обеспечили ей высокий авторитет в профессиональном кругу.
К сожалению, последние годы жизни Галии Зайнакуловны были омрачены тяжелой болезнью. Несмотря на ухудшение здоровья, она до последнего оставалась верной своим профессиональным обязанностям, проявляя стойкость, трудолюбие и мужество. Она боролась за свое здоровье, не жалея усилий и средств, и я до последнего надеялась на ее выздоровление. Однако 2 мая ее не стало.
Тем не менее, я испытываю глубокую гордость за свою ученицу. За свою жизнь она успела многое сделать для развития казахстанской музыкальной науки и культуры, сочетая научную, педагогическую и общественную деятельность с заботой о семье. Галия Зайнакуловна воспитала троих детей, обеспечив им достойное образование и будущее. Огромная заслуга в этом принадлежит ее супругу, Абаю Бегембетову, который был ее надежной опорой в самые трудные времена.
Светлая память о Галие Бегембетовой навсегда останется в моем сердце. Для меня ее уход — глубокая личная утрата.