Воспоминания о Галие Зайнакуловне Бегембетовой

Умитжан Джумакова
доктор искусствоведения, профессор кафедры «Музыковедение и композиция» Казахского национального университета искусств, обладатель нагрудного знака «Почетный работник образования Республики Казахстан», медали «Қазақстан Республикасының тәуелсіздігіне 20 жыл», Государственной стипендии Первого Президента РК – Елбасы в области культуры
Так случилось, что Галия Зайнакуловна давным-давно оказалась в «ближней орбите» моего профессионального и человеческого внимания, с тех лет, как я только приступила к работе в Алматинской консерватории имени Курмангазы, а она была еще студенткой. Это 1980-е годы — время заката советской эпохи, еще не предвещавшее нам ни будущие социально-политические потрясения, ни образовательные реформы. Казалось, все идет своим чередом. Была такая общественная обязанность — кураторство. И мне поручили студентов-музыковедов, среди которых Галия обратила на себя внимание как молодая мамаша, пытающаяся успешно совместить свои новые семейные заботы с учебой. Это был интересный курс, с которым хотелось работать неформально. Почти половина из них (а их было больше 20!!!) прошли полноценный музыковедческий путь. За достижениями каждого мне и сегодня интересно наблюдать — как они раскрылись, какой путь у них сложился.
У Галии Зайнакуловны профессиональная траектория музыковеда-ученого была предрешена. Перед глазами был опыт отца — известного фольклориста З. Коспакова. Да и в целом окружавшее его авторитетное научное сообщество Института литературы и искусства имени М. О. Ауэзова не могло не повлиять на академический фундамент, который всегда ощущался у Галии Зайнакуловны.
Перспективность ее научной темы «Куляш Байсеитова и становление оперного искусства в Казахстане» наглядно обозревается сегодня. А в 1990-е годы, когда она завершила и успешно защитила кандидатскую диссертацию, исполнительский аспект был новым, еще неизведанным для казахстанского музыковедения. Ее наблюдения по истории оперного исполнительства, очерки о первых певцах казахской оперы раскрыли период 1920–1930-х годов как исторически уникальное явление. Конечно, огромную роль в становлении Г. З. Бегембетовой как ученого сыграла Алтын Салимовна Кетегенова — на сегодня бесценный знаток истории казахской музыки ХХ века. С ее благодатной руки сложился глубокий, не скованный традиционными музыковедческими направлениями интерес к деятельности исполнителей.
На рубеже 1990–2000-х годов меня тронуло желание Галии Зайнакуловны «добить» свою тему и в контексте уже нового времени с его привкусом свободы от социально-политических и идеологических нарративов раскрыть культурологические и социологические возможности взаимодействия традиций. Ведь то, что в 1920-30-е годы происходило как «столкновение», необходимо было вписать в общую картину вокального исполнительства ХХ века с самыми разными результатами творчества, вплоть до параллельно существующих типов вокального интонирования.
Но время и жизнь вносят свои коррективы. С начала 2000-х Г. З. Бегембетова связала свою судьбу с консерваторией, и сквозная тема ее первой половины творческой биографии как-то мягко, плавно влилась в новое пространство ее деятельности. Глядя на то, как в разнообразной административной работе ей удавалось решать непростые задачи по реформированию образования и науки, не было сомнений, что из музыковеда может состояться настоящий менеджер. Конечно, при определенных личностных качествах. Галия Зайнакуловна как раз и отличалась умением коммуницировать. Внутренняя культура общения позволяла ей находить согласие в разнонаправленных ситуациях, она обладала мягкой силой и пониманием главенства общего дела, что очень важно для работы с коллективом. При ее участии в консерватории сформировалось обучение по специальности «Арт-менеджмент», а исполнители нашли новые возможности в разработке докторских диссертаций.
Неоценимый клад Г. З. Бегембетовой в научный потенциал консерватории особенно очевиден был с 2018 года, когда она стала проректором. Из многочисленных научных мероприятий самых разных по статусу и проблематике хочется, чтобы в памяти остался Первый республиканский конкурс студенческих научных работ «Человек искусства в ХХ веке». И это начинание хорошо бы продолжить. Галия Зайнакуловна организовала конкурс так, что он прошел неформально. И члены жюри, и участники почувствовали коллегиальность и открытость обсуждения, объективность и прозрачность совместной работы, справедливость и честность итогов конкурса.
Очень много знаний и сил Галия Зайнакуловна вложила в работу Диссертационного совета. Важно помнить, что в консерватории эта структура внедрена впервые. Несмотря на сложности формирования докторантуры, работа по защите докторских диссертаций складывается успешно, и всегда приятно участвовать.
Галия Зайнакуловна гибко и оперативно использовала различные платформы для консолидации ученых Казахстана в разработке общих тем, для коллаборации с зарубежными коллегами. Научный журнал Saryn в этом отношении стал весомой заявкой на международный статус казахстанской науки в области искусства. Без преувеличения можно утверждать, что в успехах менеджмента и контента журнала Saryn огромная доля труда принадлежит Г. З. Бегембетовой. Здесь проявилась ее любовь к общему делу, ответственная и профессиональная работа в команде.
Обычно в истории консерватории значительный акцент получают ее первые основатели и те результаты, которые остались уже в прошлом. Пройдет несколько десятилетий, и сегодняшнее время, которое мы воспринимаем непосредственно, вне абсолютной исторической ценности, тоже подвергнется вот такому отбору самых главных событий и значимых персоналий. У меня большая надежда, что сегодняшние достижения и успехи консерватории будут окрашены живой реальностью, и имя Галии Зайнакуловны Бегембетовой, ее искреннее, неравнодушное отношение, окрашенное миролюбием и жизнеутверждением, получит достойное место.